8. Контроллинг организации.
Процесс развития контроля сформировал новое направление в теории контрольной деят-ти – контроллинг - совокупность всех форм контрольной деят-ти, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу орг-ции для её развития или совершенствования исходя из поставленных целей. Виды контроллинга: административный контроль, технологический контроль, ревизия, функциональный, комплексный и системный аудит. Объекты контроллинга: система произв-ва и управ-я.
Административный контроль - проверка процессов и явлений и постоянное наблюд. за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения орг-цией своих целей.
Технологический контроль - операция, являющ. неотъемлемой частью технологич. процесса (производственного или управленческого). Операционный контроль, специальная приемка продукции и управленческий контроль использования ресурсов.
Ревизия - документальная проверка финансово-хозяйственной деят-ти орг-ции или должностного лица с целью опред. правильности и законности их действий - проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника орг-ции. Проверяются док-ты на соблюдение фин. дисциплины, правильность постановки бух. учета, достоверность и законность совершения операций в целом.
Аудит - документальная проверка данных в соответств. профессиональной деят-ти, устанавливающая уровень их соответствия опред. критериям, нормам и стандартам.
Пассивный контроллинг - периодические действия специалистов или руководителей по анализу текущей инф о функционировании системы произв-ва и управления орг-ции - ревизия и аудит.
Активный контроллинг - непрерывный контрольный процесс для обеспечения достижения целей орг-ции - административный и технологич. контроль.
Объектами контроллинга явл элементы, входящие в систему управления и систему произв-ва, в том числе элементы технологии, структура и процесс управления, инфо. Для реализации контроллинга в орг-циях создают структурные подразделения, подчиняющиеся либо коммерческому, либо ген. директору.
При обычном контроле большая часть парам-ров не отраж. в док-тах и часто безвозвратно теряется. Контроллинг может быть предварит, текущим и заключительным.
Предварительный контроллинг осущ до начала реализации целей и программ орг-ции - основная задача - разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля.
Текущий контроль проводится в ходе выпол. работ орг-цией по установл. регламенту.
Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. В рез-те создаются или пополняются базы данных целям, задам, параметрам работы организации.
9. Особенности управления организацией в американской и японской моделях менеджмента.
В США половина работающих занята на малых предприятиях, которые дают половину всей продукции и ещё больше новых идей и инновационных изделий. В Японии 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе, на его долю приходится 70% всех продаж.
Японская модель:
• решения принимают¬ся коллективно на основе единогласия
• Коллективная ответственность
• Гибкая структура управления
• Неформальная организация контроля
• Коллективный контроль
• Замедленная оценка работы сотрудни¬ка и служебный рост
• Осн. качество руков-ля - умение осущ. координацию действий и контроль
• Ориентация управления на группу
• Оценка управ-я по достижению гармонии в коллективе и по коллек¬тив. рез-ту
• Неформальные отношения с подчи¬ненными
• Продвижение по службе по старшин¬ству и стажу работы
• Подготовка руководителей универ¬сального типа
• Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу
• Долгосрочная занятость руководителя в фирме
Американская модель:
• Индивидуальный характер принятия решения
• Индивидуальная ответственность
• Строго формализованная структура управления
• Четко формализованная процедура кон¬троля
• Индивидуальный контроль руководства
• Быстрая оценка результата труда, ус¬коренное продвижение по службе
• Главные качества руководителя - профессионализм и инициатива
• Ориентация управления на отдельную личность
• Оценка результатов по индивидуаль¬ному результату
• Формальные отношения с подчинен¬ными
• карьера обусловливается лич¬ными результатами
• узкоспециализированные руководители
• Оплата труда по индивидуальным дос¬тижениям
• Наем на работу на короткий период
11.Организация как объект управления. Эволюция взглядов на организацию.
На эффективность функционирования любой орг-ции огромное влияние оказывает система управления. Система управления – сложный элемент орг-ции, в составе которого выделяют 4 подсистемы по функциональному признаку:
1. методология управления-закон функционирования организации; принципы организации; методы управления организацией; цели функционирования; технология управления; стадии управления
2. 2. сам процесс управления-подготовка, разработка управленческих решений; реализация управленческих решений; информационные связи
Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности
3. структура управления-структура организации (по функциональным и др.признакам); схема характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные)
4. техника управления- технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях
Эти 2 подсистемы образуют механизм управления
Система управ-я одновременно стабильна, и в то же время изменчива.
В составе этих 4-х подсистем и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные эл-ты. (закон – самый консервативный, чтобы его изменить нужно изменить хар-р многих факторов - но это в экономике, в управлении законы менее консервативны)
Система управления должна постоянно совершенствоваться.
В составе этих подсистем ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деят-ть проявляется в выполнении управленческих функций. Управленческая ф-ция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих ф-ций. Эти группы отражают 3 уровня управления:
1. Производственные ф-ции – это ф-ции, которые выполняют работники первичного звена деятельности любой организации (рабочие). В ТО они называются специалисты.
2. Функция управления производственными ф-циями – среднее звено (бригадир, нач.цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.
3. Управление управленческой деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров – высший уровень. В ТО – руководители.
Работники каждого уровня выполняют соответствующие ф-ции. Ф-ция – это одна из основных составляющих управленческого процесса на любом её уровне, т.к. в ф-ции отражено само содержание управления. Ф-ция как элемент тоже имеет своё строение, структуру, т.е. это не последняя неделимая составляющая. В её составе выделяют: процедуры и операции. Они имеют свои свойства и инструменты измерения этих свойств.
Выделяют 3 параметра:
В ТО используется соответствующая классификация ф-ций. Любая классификация имеет практическую направленность (полезность), классификация ф-ций используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение)
В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы ф-ций:
- конкретные ф-ции управления
- общие ф-ции управления
Эти ф-ции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной ф-ции, и они определяют и образуют состав этих конкретных ф-ций, т.е. например управление производством, но её реализаций посредством ф-ций.
В других научных дисциплинах несколько другая классификация. В современных условиях роль общих ф-ций повышается, и всё большее кол-во фирм имеют в своей структуре это обособленное подразделение.
10. Принципы развития организации – принципы рационализации.
Изменения в орг-ции - объективный процесс и регулируются законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Существуют три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм.
Рационализм - усовершенствование, фор¬мирование более целесообразной орг-ции чего-либо. Рационализм как философское направле¬ние признает разум основой познания и поведения людей. Принципы рационализма разделяли как материалисты (Б. Спиноза), так и идеалисты (Р. Декарт. Г. Лейбниц). Рационализация как процесс должна привести к новому со¬стоянию организации, т.е. к дости¬жению максимально возможного уровня эффективности при существ в данный момент эконом. условиях.
Результативность имеет семь составляющих:
• удовлетворенность потребителя, • настроение и подготовка работников, • внутренняя производительность, • нововведения, • подготовка и результативность руководства, • операционная (финансовая) смета, • социальная ответственность.
Результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств.
• Действенность определяется достижением заданного уровня качества, количества и своевременности.
Качество - степень соответствия организационной системы внутренним требованиям организации: требования к спецификациям, техническим параметрам и ожиданиям. Качество может измеряться в баллах, уровнях, может носить объективный и субъективный характер.
Количество - масштабность организационной системы, набор ее элементов и место в окружающей среде.
Своевременность базируется на характеристиках информации, создаваемой или потребляемой организационной системой.
• Качество трудовой жизни - величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации.
Внедрение новшеств — величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях.
Реализация рационализма проявляется в стремлении к переменам в деятельности организаций.
12. Принципы рациональной организации процессов.
Общие принципы рациональной организации процессов: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализацию, универсализацию, оперативность, гибкость, информативность и др.
Пропорциональности - пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия и отдельных рабочих мест.
Дифференциации - разделение производственного процесса изготовления одноименных изделий между отдельными подразделениями предприятия.
Комбинирования - объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенного вида изделия в пределах одного участка, цеха, производства.
Концентрации - сосредоточение выполнения определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально однородных работ на отдельных участках и рабочих местах
Специализации - разделения труда на предприятии, в цехе. Закрепление за каждым подразделением предприятия ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей, изделий
Универсализации - определенное рабочее место или производственное подразделение занято изготовлением изделий и деталей широкого ассортимента или выполнением различных производственных операций.
Стандартизации - разработка, установление и применение однообразных условий, обеспечивающих наилучшее его протекание.
Параллельности - одновременное выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Реализация данного принципа существенно сокращает производственный цикл изготовления изделия.
Прямоточности - требование прямолинейности движения предметов труда по ходу технологического процесса, то есть по кратчайшему пути прохождения изделием всех фаз производственного процесса без возвратов в его движении.
Непрерывности - сведение к минимуму всех перерывов в процессе производства конкретного изделия.
Ритмичности - выпуск в равные промежутки времени равного количества изделий.
Автоматичности - максимально возможное и экономически целесообразное освобождение рабочего от затрат ручного труда на основе применения автоматического оборудования.
Экономическая эффективность рациональной организации производственного процесса выражается в сокращении длительности производственного цикла изделий, в снижении издержек на производство продукции, улучшении использования основных производственных фондов и увеличении оборачиваемости оборотных средств.
14. Основные способы самосохранения организации.
Каждая организационная система стремиться сохранить себя, используя для этого всю совок-ть и комбинацию внутренних и внешних ресурсов, т.е. максимизировать свой совокупный потенциал. Главная цель каждой орг-ции – самосохранение; преобладание внутренних взаимодействий в орг-ции над внешними. Вероятность достижения гл. цели опред как ее потенциальная эффективность. Когда создается организация, то у нее сущ как внутренняя цель, кот позволяет организации функционировать внутри самой себя, так и внешняя цель, которая определяет на сколько данная организация способна удовлетворить внешние потребности среды, т.е. для того, чтобы организация выжила, она должна быть востребована внешней средой - это необходимое условие. Достаточным же условием явл способность так сгруппировать свои внутренние ресурсы, чтобы организация достойно могла проявлять себя во внешнем рынке, т.к. она находится во взаимодействии с организациями. В организационной системе сущ разбиение на 2 подсистемы: управляемая и управляющая. Это деление необходимо для выживания организации, и предполагается, что управляющая подсистема возьмет на себя функцию самосохранения, т.е. дирекция или высший менеджмент занимаются обеспечением этих условий.
Компоненты внутренней среды орг 1)персонал (уровень профес и квалификац подготовки, культурный и образовательный); 2) Техническая и технологическая подсистема (оборудование); 3)Социальная среда (условия и орг труда); 4) Уровень соц-психологич. отношений в коллективе (конфликтность, взаимопомощь, удовлетворенность работой). 5) Управление финансовыми потоками (показателями фин. и бух. отчетности; 6) Подсистема материального и морального стимулирования; 7)Структура управления орг (способ построения орг. структуры, подготовка и реализация управленческого решения).
Внешние факторы орг сист: 1. уровень конкурентной среды; 2. уровень НТП, инноваций; политич. среда орг; эк мотивы; 3. уровень законодательства; 4. уровень образовательной и культурной среды; 5. факторы м/н политики и макроэкономики
Закон самосохранения орг-ции явл основополагающим и все др законы как общие так и специфические предназначены для его реализации. Самосохранение обеспечивается за счет сочетания стабильности и развития.
Принципы самосохранения:
1. принцип эластичности - орг для обеспечения постоянного развития должна иметь возможности и ресурсы для своевременной адекватной реакции
2. принцип непрерывности - развитие организации не должно останавливаться, т.к. остановка на любой из стадий
3. принцип стабильности - организация должна максимально полно использовать те достижения, которые созданы, для этого требуется определённый период
4. принцип максимально полного учета инерции – в хозяйственной деятельности инерция проявляется в использовании устаревшей техники. Аппарат управления должен стремиться к тому, чтобы инерционность проявлялась в минимуме.