3. Понятие и роль коммуникаций в организации. Виды организационных коммуникаций.
Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление - установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс - принципы и закономерности отношений между людьми. Коммуникация - обмен информацией между людьми. Коммуникации в организации - сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.
Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой. Любая организация существует во взаимодействии со своей внешней средой (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования) – реклама, выставки-продажи, социологические опросы.
Внутренние коммуникации - информационные обмены, осущ. между эл-тами орг-ции. Внутри орг-ции обмены инфо происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
Вертикальные коммуникации - инф передаётся с высших уровней руководства на низшие, или  с низших уровней иерархии к высшим.
Горизонтальные коммуникации связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.
Коммуникации между руководителем и подчинённым.
Неформальные коммуникации - личные, неслужебные, нерегламентированные отношения,  большая скорость передачи инфо, значительный объём аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.
Процесс коммуникации – цель - обеспечение взаимопонимания людей, участвующих в информационном обмене. Основные элементы: отправитель, сообщение, канал связи, получатель. Отправитель - лицо, стремящееся донести определённые идеи с помощью передаваемой им информации. Сообщение - информация, имеющая определённую форму и закодированная с помощью соответствующей символики. Канал связи - средство передачи информации. Получатель - лицо, которому отправитель адресует передаваемое сообщение. Модель процесса коммуникаций.
1. формулировка идеи. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. 2. кодирование информации и формирование сообщения. 3. выбор канала связи и передача сообщения - почта, телефон, электронная почта. 4. декодирование и восприятие информации. 5. интерпретация сообщения и формирование ответа. 6. передача ответа.

4. Организационные ценности, нормы организационного поведения и ориентиры организационной деятельности.
Организа¬ционные ценности - предметы, явления и процессы, направлен¬ные на удовлетворение потребностей членов орг-ции и признаю¬щиеся в качестве таковых большинством членов орг-ции - произв-во продукции, оказание услуг; стабильные долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальная эк. эффективность, получение прибыли - важная организационная ценность в условиях товарного произв-ва; про¬ведение определенной соц. политики, направленной на удов¬летворение разнообразных потребностей работников предприятий.
Основной любой компании является корпоративная культура - коллективные базовые представления, обретаемые группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции. Организационная культура - системное явление, основными атрибутами которого выступают ценности, убеждения, нормы поведения, социально-психологический климат. Организационные ценности определяют то, что является важным в организации, являются своеобразным ориентиром. Организационные убеждения – система взглядов на фундаментальные и частные вопросы жизни организации, представление сотрудников о том, что является правильным в организации. Организационные нормы поведения – правила поведения, подсказывающие сотрудникам, как им себя вести в организации и что от них ожидают.

6. Носители организационной культуры. Культуры реальных и фиктивных деклараций.
Организационная культура –система общих ценностей, правил  и норм поведения, принимаемых членами организации. Это позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Выработка миссии остается вне поля оргкультуры. Оргкультура включает в себя установление частных целей, связанных с обеспечением миссии организации.
В системе носителей оргкультуры выделяют две подсистемы:
- декларации культурных установок - оценочные и характеризующие высказывания, демонстрация отношений к действиям и их участникам, оргсредствам и методам. Система декларируемых символов, формирующихся на основе демонстративных оценок и характеристик: символы-люди (герои, антигерои); символы-вещи (фетиши); символы-действия (ритуалы и обряды);
- практические действия и реальные отношения. Например, ценность культуры – дисциплинированность и материальные санкции, если дисциплины нет. Поэтому должна быть сформулирована система реальных символов, в которых будут зафиксированы культурные установки организации.
Можно выделить:
- культура реальных декларации - прямые высказывания и демонстрации отношений формируются явные, однозначные и отчетливые представления о ценностях;
- культура фиктивных декларации - культурные установки не подтверждаются оценками, выраженными в практических  действиях и реальных отношениях. Например, один работник может быть признан лучшим, а з/п, условия работы лучше у другого. Важнейшим ориентиром оргкультуры являются знания, на основе которых обеспечивается реализация миссии и целей организации. Могут быть выделены: культура научных знаний; культура практического опыта; культура сочетания науки и опыта.

7. Закон самосохранения, его содержание и формы реализации.
В жизни орг-ций бывают ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили репутацию и доминируют на мировом рынке. Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Американские учёные выделяют две фазы развития организаций: падение, которое длится в среднем 2,8 года и подъём, продолжающийся в течение 3 лет. Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности её руководителей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный – охрана организации, её подразделений, материалов и готовой продукции; и стратегический - требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и её руководителям. Сущ. три варианта реализации закона самосохранения.
1. Руководитель и подчинённые не знают о законе самосохранения - пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий орг-ция в лице всего коллектива начинает сопротивляться. Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный хар-р (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка фин. Документов).
2. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет - в период стабильности руководитель лишь наблюдает за изменениями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением и не формируют долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении орг-ции в неблагоприятные уровни персонал начнёт активизироваться: часть работников покинет орг-цию, а другие будут спешно предлагать руководителю сомнительные варианты наращивания энергии ликвидации. Для руководителя это очень тяжёлые времена.
3. Руководитель и подчинённые знают о законе самосохранения - все работники в рамках своих полномочий и ответственности заранее предполагают, что организация в условиях рын. экономики может оказаться в неблагоприятных ситуациях, они в плановом порядке постепенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи.

13. Теория организации, её предмет и место в системе научных знаний.
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. Теория организации - научная организация организаций. В рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. У теории организации как развивающейся науки имеются два пути: 1. объединить на базе системного подхода основные научные воззрения экономики, социологии, политологии и др. и создать общий подход при анализе и синтезе социальной организации; 2. создать свою локальную область исследования части социума и развивать её. Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций и вкл 6 этапов:
- сбор фактов, явлений;
- систематизация их и составление типологии;
- создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы, например, босс, бюрократизм, иерархия, организатор, организованность, социум, чиновник, управляемость;
- нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей;
- привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем;
- обобщение отрывочных сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений теории организации.
Предмет теории организации - организационные отношения между организационными объектами (люди, страны мирового содружества, заводы, концерны, банки, структурные подразделения организаций), как по горизонтали, так и по вертикали. Организационные отношения - воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов.