1.Организация и система. Основные виды систем.
Система – совокупность хоз. элементов, функционирование кот. происходит целенаправленно.
Основные признаки: наличие множества отдел. элементов; наличие взаимосвязей между отд. элементами; целевая направленность функционирования множества и отдельных частей; единая цель для всей системы; автономность функционирования отд. частей; иерархичность строения системы; механизм управления. Если организация не обладает какими-либо из перечисленных признаков, то качества эффективности резко снижаются и даже она может прекратить своё существование.
В составе системы определяют подсистему - набор элементов, представ¬ляющих автономную внутри системы область (эконо¬мическая, организационная, техническая подсистема).
Классификация: группировка в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.
Техническая - станки, оборудование, компью¬теры и другие изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и  их последствия обычно предопределены. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, опре¬деляет качество принятого и выполненного решения.
Биологическая - флора и фауна планеты - обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ог¬раничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Последствия решений в био¬логических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми, так же предполагается разработка нескольких альтернативных вари¬антов решений и выбор лучшего из них по каким-либо призна¬кам. Профессионализм специалиста определяется его способно¬стью находить лучшее из альтернативных решений.
Социальная (общественная) - нали¬чие человека в совокупности взаимосвязанных элементов - семья, производственный коллектив, неформальная организация, отдельный человек. Эти подсистемы су-щественно опережают биологические по разнообразию функ-ционирования. Набор решений в социальной подсистеме харак-теризуется большим динамизмом как в количестве, так и в сред¬ствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Эти подсистем обладают различным уров¬нем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реали¬зации решений
Другая классификация: искусственные и естественные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие.
Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных целей – компьютерный центр
Естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существова¬ния - система мироздания, циклическая система зем¬лепользования, муравейник.
Открытые системы - открытый характер связей с внешней средой и сильная зависимость от нее - коммерческие фирмы.
Закрытые системы - внут¬ренние связи и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей - профсоюзы.
Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным резуль¬татом - обучение студентов в институте.
Стохастические (вероятностные) системы харак-ся трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными резул-тами - исследовательские подразделения.
Мягкие системы - высокая чувствительность к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабая устойчи¬вость - новые ор-ганизации.
Жесткие системы - авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководите¬лей, организации - большая устойчиво¬сть к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия - церковь, авторитарные гос режимы.
Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, ак¬тивными и пассивными.
Каждая организация должна обладать всеми признаками сис¬темы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.

5. Основные типы коммуникационных сетей и их влияние на характеристики организации.
Каждый руководитель компании хотел бы иметь дружный и работоспособный коллектив, способный вместе с ним достичь поставленных целей. Здесь вжаным явл организация внутренних и внешних связей (коммуникаций). Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление - установленные нормы, правила, положения взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс - принципы и закономерности отношений между людьми. Также коммуникация - это обмен инфо между людьми. Коммуникации в орг-ции - сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.
Основным элементом процесса коммуникации явл канал связи - средство передачи информации (почта, телефон, электронная почта). В случаях, когда канал связывает более 2 людей или организационных единиц, следует говорить о наличии коммуникационной сети. Основные принципы коммуникации: важно не то, что говорит отправитель инфо, а то, что понимает ее получатель; ответственность за качество передаваемой инфо всегда лежит на отправителе. Для уменьшения возможных «шумов» в системе коммуникаций организации целесообразно иметь минимальное число каналов связи в сети Коммуникации. Однако если официальных каналов связи недостаточно они будут компенсироваться неофициальными. Эффективность коммуникаций во многом опред кол-м каналов связи в сети и ее хар-ром. Основные типы коммуникационных сетей - последовательная (П), веерная (В), круговая (К). Минимальное число каналов связи обеспечивают последовательная и веерная сети коммуникаций. Официальная сеть коммуникаций часто относительно стабильна, быстро устаревает и люди ищут пути, как сделать её динамичнее и эффективнее в быстро меняющейся ситуации. Поэтому сеть коммуникаций в любой организации представляет собой не последовательную или веерную, или же круговую систему, в которой рядом с официальными, вертикальными коммуникациями, существует большое количество неформальных.



2. Закон развития. Стадии жизненного цикла организации.
Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: 1. эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями; 2. революционную - скачкообразный неосознанный переход. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие - переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, регрессивное - деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Развитие организаций обусловлено следующими факторами:
-изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура)
- изменениями внутренней среды (перемещение работников, переход на новые технологии)
- потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека)
- старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии)
- изменениями экологии
- техническим прогрессом
- глобальным состоянием мировой цивилизации.
Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы, который включает 8 этапов: порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах и ликвидация или утилизация.
Закон развития: каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации. Принцип инерции - изменение потенциала начинается спустя некоторое время после начала воздействия изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания. Принцип эластичности - скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. Принцип непрерывности - процесс изменения потенциала идёт непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Принцип стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабилизации.
В практике закон развития имеет три варианта реализации.
1. Руководитель и подчинённые ничего не знают о законе развития.
2. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.
3. Руководитель и подчинённые знают о законе развития и могут им управлять.